Защита деловой репутации
На сегодняшний день достаточно часто юристы нашей компании сталкиваются с потребностью клиентов в судебной защите своей деловой репутации.
Клиенты, как при добросовестном ведении своего бизнеса, так и в своей личной жизни могут столкнуться с ситуацией, когда третьими лицами производится распространение сведений различной не соответствующей действительности информации, которая порочит честь и достоинство граждан, а также деловую репутацию юридических лиц, в которых граждане ведут свою хозяйственную, предпринимательскую деятельность. Такая порочащая информация распространяется в виде:
- Публикаций в сети интернет.
- Демонстрации в таких средствах массовой информации как телевидение и радио.
- Публикация в различных печатных изданиях.
- Публичные выступления и заявления.
Действующее законодательство в виде Гражданского кодекса Российской Федерации обеспечивает гражданина возможностью защиты своей деловой репутации. Так если быть точным, то в соответствии с пунктом 1 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин имеет право с помощью судебной системы нашей страны требовать опровержения распространенной ранее порочащей честь, достоинство и деловую репутацию информации.
При этом обязанность доказывания действительности распространенных и как считает истец ложных сведений ложится на их распространителя, ответчика в судебном процессе. Обязанность доказывания ответчиком отображена в пункте 1, статьи 152 Гражданского кодекса РФ.
На истца в судебном процессе ложится такое бремя как:
- Истец обязан доказать факт распространения ответчиком, лицом к которому предъявлен судебный иск сведений.
- Истец обязан донести до суда порочащий характер распространенных истцом сведений.
Исходя из указанной выше статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, можно выделить такие способы защиты деловой репутации как:
- Удаление лицом порочащей честь, достоинство и деловую репутацию информации размещенной им.
- Опубликование лицом, разместившим подобную информацию соответствующего ответа в этих же средствах массовой информации.
- Опровержение таким лицом размещенных им ранее сведений и информации порочащей честь, достоинство, деловую репутацию истца.
Также стоит сказать о возможных материальных претензиях истца, чьи права были нарушены к предполагаемому ответчику. Так истцу нужно помнить, что он может заявить свои требования о возмещении ответчиком ущерба причинённого репутации размещением такой порочащей деловую репутацию информации. Это подтверждено определением Конституционного суда Российской Федерации от четвертого декабря 2003 года за номером 508-О.
Под вредом нанесенным деловой репутации компании истца необходимо понимать:
- Возникновения у компании убытков связанных с распространением ответчиком ложных сведений и информации.
- Утрата конкурентоспособности компании.
- Отток клиентов юридического лица.
- Уменьшения количества заказов в организации, отказ клиентов от оказываемых ей работ и услуг, либо предлагаемых товаров.
Многие наши клиенты в рамках ведения гражданского процесса по делам о защите своей деловой репутации рассчитывают на компенсацию морального вреда, однако смею их расстроить, компенсация морального вреда не предусмотрена по данной категории дел в связи с наличие в Гражданском кодексе РФ статьи 152.