Роль заявителей при регистрации Общественной организации
Роль каждого из лиц принимающих участие в процессе государственной регистрации общественной организации определена гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О не коммерческих организациях».
Основная и главная роль в процессе создания общественной организации отведена заявителям. В качестве заявителей выступают учредители не коммерческой организации, именно их волевым решением учреждается НКО.
Учредить общественную организацию по закону могут как физические, так и юридические лица.
Минимальным при государственной регистрации общественной организации является состав учредителей из трех лиц.
Первое, с чего начинается процесс создания общественной организации, это принятие учредителями соответствующего решения о ее создании. Такое решение учредители принимают на общем собрании. Стоит сказать, что проведение общего собрания является некой точкой отсчета с момента проведения которого определяются сроки регистрации не коммерческой организации. По факту проведения общего собрания учредителей обязательным является оформление юридически значимого документа, который подлежит предоставлению в регистрирующий орган, главное управление Министерства Юстиций Российской Федерации. В качестве такого документа выступает:
- Протокол общего собрания учредителей Общественной организации. Протокол общего собрания подлежит предоставлению в числе прочих документов в Министерство Юстиций РФ. Указанный протокол подлежит его подписанию выбранными при проведении общего собрания председателем и секретарем.
По мимо проведения общего собрания учредителей и оформления протокола, который является юридически значимым документом предоставляемым в Минюст от учредителей общественной организации требуется также надлежащее оформление и подписание заявления о государственной регистрации юридического лица. Порядок подписания данного заявления о создании на прямую зависит от способа его предоставления в регистрирующий орган, напомним регистрационное дело при создании общественной организации предоставляется в главное управление Министерства Юстиций РФ:
- В электронном виде. По электронным каналам связи с регистрирующим органом.
- В бумажном виде, непосредственной в регистрирующий орган.
При подаче регистрационного дела в Минюст в классическом, бумажном виде, данное заявление готовится в определенной законом форме №Р11001 именно в бумажном виде. Указанное заявления подлежит его подписанию учредителями НКО, а также нотариальному заверению подписей учредителей. Заявление о создании подписывается всеми учредителями НКО в присутствии нотариуса, по факту его подписания нотариусом оформляется удостоверительная надпись в заявлении о создании. Документы для регистрации общественной организации в бумажном виде могут быть предоставлены в регистрирующий орган такими способами:
- Лично и одновременно всеми учредителями общественной организации.
- По почте России.
- Доверенным лицом. На данном варианте подачи документов в Минюст стоит остановиться подробнее, так как именно этот способ подачи является наиболее популярным в нашей стране на сегодняшний день. При подаче документов в Минюст доверенным лицом, такое лицо выступает от имени учредителей общественной организации на основании нотариально заверенной доверенности. Указанная доверенность оформляется от лица всех учредителей НКО обычно одновременно с нотариальным заверением заявления о государственной регистрации общественной организации по форме №Р11001.
При подаче регистрационного дела для создания НКО в Минюст в электронном виде, взаимодействие с регистрирующим органом происходит строго по электронным каналам связи. Заявление о государственной регистрации общественной организации по форме №Р11001 подписывается заявителями с помощью электронной цифровой подписи. Такие ЭЦП должны быть выдана строго аккредитованным удостоверяющим центром. Кроме того к такой ЭЦП предъявляются определенные требования, в частности одна должна быть выдана отдельно на каждого учредителя общественной организации, а также она должна быть усиленной, квалифицированной и действующей.
Помимо подачи документов в регистрирующий орган, заявители осуществляют их получение. Стоит заметить, что получение документов из регистрирующего органа на прямую зависит от способа их подачи на регистрацию. Так в частности при электронной регистрации НКО, зарегистрированные документы поступают в виде электронного транспортного контейнера на адрес электронной почты указанный в заявлении о государственной регистрации юридического лица. При классической регистрации в бумажном виде, готовые документы получаются в Минюсте либо лично учредителями НКО, либо их доверенным лицом по нотариально заверенной доверенности.