Устройство детей, оставшихся без попечения родителей
Устройство детей, которые остались без попечения родителей, определяется в нашей стране таким нормативно-правовым актом, как:
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 года №223-ФЗ.
В качестве официальной государственной структуры, осуществляющей реализацию функционала по устройству детей, которые по причинам, отраженным в действующем законодательстве остались без попечения родителей, выступает:
- Орган опеки и попечительства. В соответствии с Семейным кодексом РФ, в качестве такого органа выступают органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Осуществляя свои непосредственные функции по устройству детей, которые по тем или иным причинам остались без попечения родителей, орган опеки и попечительства руководствуется такими нормативно-правовыми актами, как:
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 года №223-ФЗ.
- Гражданский кодекс Российской Федерации.
- Федеральный закон №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» от 21.12.2021 года.
- Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года.
- Иные актуальные НПА и ФЗ.
В соответствии со статьей №123 СК РФ, дети которые по тем или иным причинам остались без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание:
- Усыновление, либо удочерение.
- Под опеку.
- В попечительство.
Указанные выше дети подлежат передаче органом опеки и попечительства:
- В приемную семью.
- В патронатную семью в случаях, которые предусматриваются действующими законодательными актами субъектов Российской Федерации.
- В организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В указанную структуру ребенок попадает временно, при отсутствии возможности сразу его передать в приемную, либо патронатную семью. Ребенок находится в такой организации на период времени его устройства в семью.
При устройстве ребенка в приемную, либо в соответствующих случаях в патронатную семью, могут учитываться такие особенности ребенка, как:
- Этническое происхождение ребенка.
- Принадлежность ребенка к определенной религии.
- Принадлежность ребенка к конкретной культуре.
- Учитывается родной язык ребенка.
- Возможность обеспечить новой семьей преемственность в воспитании и образовании ребенка.
В соответствии с пунктом вторым, статьи №123 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 года №223-ФЗ, до устройства детей, которые по тем или иным причинам остались без попечения родителей в соответствующую семью, либо организацию, на орган опеки и попечительства возлагаются обязанности:
- Опекуна (попечителя) ребенка.
Также напомним, что до устройства ребенка в приемную семью, либо соответствующую организацию, сведения о таком ребенка поступают и хранятся в соответствующем государственном банке данных. Региональные банки данных о таких детях, наравне с федеральным банком данных составляют:
- Государственный банк данных о детях, которые остались без попечения родителей. Правовым основанием его формирования и функционирования выступает Федеральный закон №44-ФЗ от 16.04.2001 года «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».