Порядок осуществления государственной регистрации прав
В качестве правового основания, определяющего в нашей стране порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, выступает такой нормативный правовой акт, как:
- Федеральный закон от 13.07.2015 года №218-ФЗ (в редакции от 13.06.2023 года) «О государственной регистрации недвижимости».
Указанный выше нормативно-правовой акт устанавливает порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Установленный порядок следующий:
- Прием заявления о государственной регистрации права, либо заявления о государственном кадастровом учете. На данном этапе осуществляется также прием документов приложений к заявлению. Перечень документов приложений определяется действующим законодательством.
- Возврат прилагаемых к заявлению о государственной регистрации права документов, без их рассмотрения. Возврат документов осуществляется в случае наличия определенных статьей №25 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» оснований.
- Осуществление уполномоченным лицом правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию права документов. На этапе правовой экспертизы подлежат выявлению основания для вынесения решения о приостановлении, либо об отказе в государственной регистрации права. Основания для вынесения решения об отказе, либо приостановлении также отражены в федеральном законодательстве.
- Осуществление уполномоченным органом регистрационного действия и внесение в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости) полного перечня сведений, определенных федеральным законом. Такие сведения необходимы при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, а также уведомлении о приостановлении регистрационного действия, либо уведомлении об отказе в совершении регистрационного действия уполномоченным органом.
- Выдача документа заявителю. В данном случае это могут быть как зарегистрированные документы, после осуществления уполномоченным органом государственного кадастрового учета, либо после отказа уполномоченным органом в государственной регистрации права, либо после прекращения уполномоченным органом государственной регистрации права.
Если говорить о возврате прилагаемых к заявлению о государственной регистрации права документов, то такой возврат осуществляется только по документам, предоставленным в уполномоченный орган в бумажном виде. Если документы были представлены в электронном виде, то их возврат не осуществляется. Пунктом вторым, статьи №29 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ (в редакции от 13.06.2023 года) «О государственной регистрации недвижимости» устанавливается срок возврата документов приложений к заявлению о государственной регистрации права, без рассмотрения таких документов. Так в частности указанный срок составляет:
- Пять рабочих дней, со дня представления таких документов заявителем в уполномоченный регистрирующий орган.
- Три рабочих дня по основаниям определенным пунктом 3, статьи №25 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
В случае возврата документов, уполномоченный орган уведомляет заявителя о причинах, которые повлекли вынесение указанного решения. Порядок уведомления заявителя также определен соответствующими нормативно-правовыми актами.
В случае вынесения решения о приостановлении государственной регистрации права, заявитель имеет определенную законом возможность предоставить в уполномоченный регистрирующий орган дополнительные документы, в целях устранения причин, повлиявших на вынесение регистрирующим органом решения о приостановлении государственной регистрации. В том случае, если представленные заявителем дополнительные документы не устраняют причин, послуживших основанием для вынесения решения о приостановлении, уполномоченный орган направляет заявителю уведомление о не возможности возобновления осуществления государственной регистрации права.