Плюсы и минусы электронной регистрации сделки
В соответствии с действующим Федеральным законодательством переход права на объект недвижимого имущества требует осуществления процедуры регистрации в государственном регистрирующем органе - Росреестре.
Указанный уполномоченный государственный орган является оператором соответствующего государственного реестра, в который вносится соответствующая запись. В качестве такого реестра выступает:
- Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Федеральным законодательством предусмотрены способы предоставления регистрационного дела в Росреестр. Так в частности документы могут быть поданы заявителем:
- В бумажном формате.
- В электронном формате.
Поговорим о преимуществах электронной регистрации перехода права на объект недвижимого имущества в Росреестре.
- Удобство. Заявителю не потребуется посещать несколько раз многофункциональный центр оказания государственных услуг. Так при подаче документов на регистрацию в бумажном виде, заявителю приходится посещать МФЦ как при подаче, так и при получении документов, по факту истечения нормативных сроков регистрации и принятия регистрирующим органом процессуального решения по регистрационному делу.
- Отсутствие географической привязки к месту при отправке регистрационного дела в регистрирующий орган. Так в частности важным является наличие доступа к сети интернет, что на сегодняшний день для подавляющей части населения нашей страны не является проблемой.
- Скорость принятия решения регистрирующим органом. Если говорить о подаче документов в Росреестр в бумажном виде, то срок регистрации может занять десять дней, тогда как при электронной регистрации данный срок будет в два раза меньше.
- Финансовая выгода. Существуют случаи, когда электронная регистрация несет прямую финансовую выгоду стороне сделки с недвижимым имуществом. Так в частности можно привести такой пример, как получения ипотечного займа, многие банки зачастую снижают ставку по кредиту при электронной регистрации сделки в Росреестр.
Однако помимо преимуществ, электронная регистрация сделки с недвижимым имуществом имеет и свои недостатки, к которым относится:
- Оплата услуг посредников. Довольно часто заявители обращаются к посредникам, за оказанием услуг по сопровождению сделки с недвижимым имуществом и регистрацией в электронном виде и что естественно, указанные услуги посредников не являются безвозмездными.
- Отсутствие бумажного документа заверенного синей печатью регистрирующего органа, Росреестра. На сегодняшний день для большого числа граждан крайне важен документ, подтверждающий их право на недвижимое имущество, в бумажном виде. Именно поэтому многие заявители, по факту электронной регистрации сделки обращаются в МФЦ за архивной копией документа, заверенного синей печатью.
- Необходимость обращение в удостоверяющий центр за получением электронной цифровой подписи. Электронная регистрация предполагает подписание необходимого комплекта документов с помощью электронной цифровой подписи заявителя. Исключение из этого правила, это предоставление комплект документов в Росреестр по средствам ЭЦП нотариуса. Электронная цифровая подпись имеет аналогичную юридическую силу с рукописной подписью. При этом такая электронная подпись должна быть действующая, усиленная и квалифицированная. Электронная цифровая подпись подлежит выдаче специализированными юридическими лицами, имеющими лицензию и аккредитацию Минкомсвязи Российской Федерации. Такими организациями являются удостоверяющие центры (УЦ).